helloblogger.ru WHITE RABBIT: Скучать полезно, вредно не скучать

Thursday 27 July 2017

Скучать полезно, вредно не скучать



Смешно, но я опять о взрослом.
Мне вспомнилось одно мое лето... Я никогда не чувствовала себя еще такой счастливой как в то лето.
Дело в том, что я открыла для себя лужу!
Колумб поговаривают открыл Америку, не могу знать достоверно, я при открытии не присутствовала... А я в то лето открыла лужу.
Во дворе нашего старого дома в селе была деревянная лавочка, а кругом камни... трава... с одной стороны неглубокая впадина, которая часто заполнялась водой... ну все то, что должно быть на обычном сельском дворе... И только однажды я посмотрела на лужу другими глазами. Ну просто таки гулливерскими глазами! Мир меняется, если только принять за точку отсчета другой масштаб, другое измерение. Это не лужа - это самое таинственное озеро в мире... И о нем еще никто не знает. Оно умеет уменьшаться и увеличиваться, а когда оно уменьшается, то все думают, что оно пропало. Исчезло. Вот где-то прямо сейчас, на той карте, что висела у меня в комнате исчезло озеро. Рыбаки пришли на рыбалку, ходят вдоль воображаемого берега... А его нет! Лодки валяются на берегу, а озеро исчезло!
И я ложалась на лавочку животом вниз, голова лежала на руках, косички свисали вниз как две лианы в джунглях и изучала таинственноге сбежавшее озеро и его жителей. С одной стороны берега озера были пологими, гладкими, там образовывались песчаные пляжи и очаровательные бухточки. И так здорово было прикидывать в какой из бухточек я поселилась бы если бы меня пустили в этот мир... Другой же берег был крутым и там даже были скалы. Как же здорово было стоять там, на обрыве и чувствовать как ветер расплетает волосы, а в глазах отражается рябь, бегущая по воде. У берега озера проходила тропа мурозавров. Вечером слетались мошкодактили. Однажды в озеро упала мертвая бабочка, это было событие планетарного масштаба, я все ждала как таинственное озеро справится с этим. Но мурозавры в конце концов оказались на высоте. Чего только не случалось в моем таинственном озере... и храбрые путешественники пересекали его на соломике подобной огромным кораблям... и засухи... А бывало и человеческие следы... Но озеро справлялось и с этим. Главным правилом было - на озере ничего руками не трогать. Я всего лишь  наблюдатель. Озеро живет само.
Сейчас, если бы мне понадобилось зачем-то вспомнить свое самое счастливое лето, то я пожалуй вспомнила бы то, в котором я жила на таиственном озере с мурозаврами и мошкодактилями, и там где мне было четыре с половиной.
Помню как мама пробегала мимо меня качая головой.
И мое следующее лето уже было очень насыщенным. Я кормила уток, полола клубнику, помогала маме с новорожденным братом. Следующее лето тоже было прекрасным. Но в нем не было озера.

И я очень благодарна таинственному озеру даже не могу сказать за что. Наверное просто за то, что оно было. Не могу точно сказать, какую роль оно сыграло... врядли найду слова или сама до конца пойму.  Но это было очень хорошее озеро.

Сейчас, когда я сама мама я часто думаю об этом озере и смотрю на него уже другими, мамскими глазами. Наверное понимаю почему моя мама качала головой.
Она думала, что я  с к у ч а ю.
Это трудно представить сейчас, но наверное со стороны так все и выглядело.
Да, это сейчас у меня зрение стереоскопическое. Один глаз у меня взрослый "мамский", а другому не больше четырех с половиной и он все еще видит это озеро. Я могу теперь многое понять благодаря своему стереоскопическому зрению. И понимаю теперь как важно чтобы у ребенка были такие минуты. Так важно, чтобы было внутреннее пространство и спокойное одиночество.
Может быть вам сейчас... вот прямо сейчас, кажется, что ребенок ничего не делает. Это снаружи так. А внутри он может быть строит свой собственный мир, не похожий ни на один другой. И дом у него там есть. Красивый, уютный дом. Стены в нем каменные. За ними можно от чего угодно спрятатся. И встречает там, в этом мире потрясающих людей. Вот себя например! Познакомиться с таким человком так здорово. Но можно только там, в том мире.

В современном обществе, где царит культ успешности и повальной занятости наверное совсем не стоит говорить об этом. Слишком невовремя. Все соревнуются насколько много знает и умеет ребенок, сколько занятий у него и как много он успевает. И это правда здорово. Такие дети, день которых расписан по минутам, действительно вырастут очень организованными и продуктивными. Они вырастут  у с п е ш н ы м и.
Но будут ли они при этом счастливыми?

Мне кажется что самое главное, что могут сделать мамы и папы для своего ребенка - это прислушаться к нему. К его внутреннему ритму, к его особенностям, к его музыке, что играет внутри. И самое сложное, навереное, продолжать слышать эту музыку, его музыку, даже когда она становится совсем тихой, даже когда сбивается с ритма или когда в ней вдруг появляется "фальшивая" нота. Нужно суметь таким образом организовать жизнь ребенка, чтобы в ней были и занятия - нужные, ползные, интересные, и труд... без нег точно никак, и обязательно место для скуки. Да, называйте это как хотите. Но и в музыке есть паузы, без которых она бы просто не случилась! Так вот каждый родитель в какой-то степени композитор, который пишет музыку, созвучную с той, что звучит внутри у его ребенка. Музыка в которой звуки чередуются с паузами в определенной и очень особой последовательности. Кто-то живет в ритме быстрого марша, кому-то просто необходим вальс, а кто-то не может дышать так сильно и его мелодия, тихая, спокойная, может быть еле слышаная, но очень красивая.
Скука очень нужна ребенку. Это то время, когда можно научится быть самим собой. Быть счастливым с самим собой. Научиться находить гармонию во всем. Быть счастливым вне зависимости от обстоятельств. Просто научится  б ы т ь.

И может оказаться вполне, что мир ярче и интереснее, чем казалось, жизнь ценнее, краски глубже... И совсем не обязательно превращать свою жизнь в погоную за ощущениями. Они вокруг и гоняться за ними совсем не нужно. Жизни не хватит, чтобы понять и почувствовать один мир огромного таинственного озера. Озера на ладошке.

2 comments:

  1. Какая красивая насыщенная красками фотография! Это у вас у дома так уютно? Эрика такое чудо!!!

    ReplyDelete
  2. Катя, как хорошо ты написала! И так всё верно! По своим знаю, что самое большое преступление — это прервать игру! Давно уже с Вероникой договорились, что у неё всегда будет возможность если не закончить (как можно закончить игру, в самом деле??? там у кукол сложные психологические разговоры о наболевшем, в доме еще не вся мебель в том самом недостижимом идеальном порядке, в духовке капкейки и ещё громадьё планов на ближайшие 5 минут, которые, дай им волю, увеличатся без катализаторов в десятки раз...), то хотя бы поставить игру на паузу. Она так и играет — «сериями».... «Мама, сейчас у меня серия закончится, и я....».
    Это крайне важно детям! Я вижу, как она, словно голодная, бежит в комнату, с разбегу организовывает игру и начинает диалог без предисловий, будто только что остановилась. Скучать тоже есть время. Не знаю только, ценит ли она это скучание. Но я его никак не облегчаю ) предлагаю самой решить, как с этим быть )
    Как же Эрика выросла и повзрослела! Интересно, что ей видится в этих статуях?
    Фотография такая.... изысканно-торжественная!

    ReplyDelete

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...