Thursday, 8 September 2011
Про дедушку, виноград и сокровища
Это - моя любимая фотография. На ней я и мой дедушка.
А за спиной у дедушки - листья винограда. Это так естественно - дедушка и виноград, виноград и дедушка. Они всегда были рядом.
Мне кажется если бы он был рядом, если бы он был жив, мы бы с ним сейчас здорово поладили бы. Какая-то жестокая неспрведливость есть в том, чтобы из жизни уходили люди, которые очень нужны.
Мой дедушка был селекционером, у него было много книг и журналов по селекции. Там почти не было картинок, но все равно посмотреть их было для меня честью. Это было даже каким-то таинством - Дедушкины Книги.... Еще были дедушкины инструменты для прививок. Волшебные палочки просто жалкие гнилушки по сравнению с этими инструментами. Мне нравилось когда дедушка сидел за столом под тканевым абажуром с кисточками. Вечером там собирались все кто приезжал или проходил мимо, случайно оказывался неподалеку. Но дедушка был всегда. И было такое чувство, что пока под абажуром сидел дедушка ничего плохого никогда не случится.
Кажется некторые завли его дед Сей. Он был Алексей Аксентьевич. Он жил недалеко от Черного моря. Я почти не помню его. Только пятнами, обрывками, но все равно очень скучаю. Мне почему-то кажется, что мы с ним похожи. Его, как и меня, земля и все что на ней растет, делала счастливым. В его жизни был виноград. Много. Много винограда. В моей - розы. Пока еще немного... Но они обязательное еще будут. Я знаю.
Мой дедушка был необычным человеком. Он любил вязать скатерти крючком. Мне невероятно трудно поверить или даже представить себе мужчину, у которого в руках крючок и кружева. Если бы я не знала, что это правда, то никогда бы не поверила. Мне бы хотелось, чтобы такая скатерть была у меня тоже. Но мне не досталось ничего... Хотя нет, почему... У меня есть мои воспоминания, похожие на легкие акварельные мазки, я помню его голос, я помню его сад. Огромный сад в котором я выросла, как дикий воробей, питаясь немытыми грушами и виноградом и слегка мытой морковкой. Каждый куст винограда был для меня "домиком". А весь сад был таким огромным, что я не чувствовала его границ. Я помню как повторяла за дедушкой названия груш и винограда, которые росли у него в саду и были его гордостью. Бере Боск, БереГарденПон - это любимые дедушкины груши, я помню их вкус. Мне жаль, что я почти не помню дедушку здоровым и сильным, я родилась слишком поздно. Но те воспоминания, которые у меня есть, останутся со мной на всегда, они часть меня и они мне очень дороги.
Теперь у меня появились и эти фотографии, которые я привезла с собой. Каждый раз, когда я беру их в руки - я понимаю какое это сокровище, какая это ценность - фотография. Сколько волненительных и смешанных чувств переживаешь, когда берешь их в руки. Кажется, что есть где-то такая потайная комнатка, в которой нет ничего, кроме оживших воспоминаний, живущих своей, повторяющейся по кругу, жизнью в другой реальности. И вот есть этот волшебный ход, и можно попасть туда внутрь и несколько минут чувствовать себя совершенно ошарашенно от возможности пережить какие-то минуты из своей жизни еще раз. Интересно, что эти минуты из прошлого, часто ничего общего не имеют с теми, что изображено на фотографии. Это похоже на машину времени. Просто на какое-то короткое время меняешь одну реальность на другую.
Чем старше страновлюсь, тем больше понимаю, что фотография является одним из самых ценных явлений и предметов в жизни человека. Она - гораздо больше, чем то, за что ее обычно принимают. Она не фотография, как память. Она ФОТОГРАФИЯ, как жизнь.
Я сканировала этот снимок, чтобы отретушировать. Затереть трещинки, замазать царапинки... Я даже сделала это. А потом с удивлением обнаружила, что фотографии больше НЕТ.
Эти трещинки, царапинки - были частью ее самой. Я помню их, как часть изображения. Эти царапинки и трещинки тоже часть моего прошлого. Настоящего прошлого, без прикрас. Царапинки и трещинки являются такой же неотъемлимой частью старой Фотографии, как сбитые и расцарапанные коленки являются частью Детства.
Если бы дедушка был жив и я могла бы говорить с ним, я бы рассказала ему о своих розах, а он мне о своем винограде. Он бы обязательно показал мне как делают прививку. У него были волшебные руки, всегда все получалось, он научил бы меня. Ведь виноград и розы очень похожи. У них есть и корни, и листья, и плоды... почти как у людей.
Subscribe to:
Post Comments (Atom)
Слезы наворачиваются. Для меня самый любимый человек тоже был дедушка, и он как и я теперь любил цветы. Верю в то, что откуда то сверху он смотри на меня и на нашу дачу, и он счастлив.
ReplyDeleteВот и у меня такое же чувство.
ReplyDeleteЕсть какая-то невидимая связь между поколениями.
Я часто думаю о нем. Когда меня тянет в сад, я понимаю, что так же когда-то происходило и с ним.
Как проникновенно и верно написано... Дедушка у тебя уникальный (внучка Катя такая же)))). Абсолютно точно - есть эта связь между поколениями. Давно уже нет моих бабушек и дедушки, а я живу нашими беседами, вспоминаю их рассказы...
ReplyDeleteЯ очень хочу быть такой же, как они. Я очень хочу, чтобы внуки ко мне тянулись...
Это точно.
DeleteУ меня последнее время много таких мыслей. И я их все думаю.. думаю...
Кажется, что начинаешь понимать родных лучше. Раньше вот мне все казалось, что я обязательно придумаю что-то свое...
А теперь понимаю, что в плане семьи, отношений между людьми, самое прекрасное, самое настоящее уже давным давно придумано.
Совершенно верно. Нам очень повезло, что у нас были чудесные бабушки и дедушки. Это наша основа. Как высокопарно это и не звучало бы.
DeleteА, вот где корни поэтичной сказочнцы.
ReplyDeleteОчень душевно ты рассказала о дедушке!!! Воспоминания-это очень ценная вещь, приятнее всего то, что их никто никогда не отберет, они всегда всегда с нами....
ReplyDeleteты здесь с дочуркой одно лицо!
ReplyDeleteа мужчины вяжут.это правда, у меня папа умеет крючком вязать и когда я была маленькая - вязал тапотушки)